Фоли-саунд в процессе постпродакшн
Фоли - названный в честь американского звукорежиссера Джека Фоли способ записи шумов и звуков в студии. В записи фоли (более распространено английское Foley sound) обычно участвует специальный работник - шумовик. Его задача заключается в создании шумов при помощи разного рода реквизита, а также в использовании имеющихся в студии поверхностей - гравия, песка, каменной плитки.
Студия фоли
Как и в любой студии, где работают со звуком, в студии фоли-саунда есть множество профессионального оборудования, особенное внимание здесь уделяется средствам звукозаписи. Множество микрофонов, наушников, микшер и акустическая система - неотъемлемые атрибуты фоли-студии. Кроме аппаратуры, здесь найдется и многочисленный реквизит: холодное оружие, обувь самых разных видов, канистры с разными жидкостями, посуда, молоко и хлопья. Список можно продолжать вечно, так как в зависимости от ситуации шумы могут производиться самыми необычными способами. Наиболее экзотичными, конечно, будут звуки, характерные для фильмов ужасов или боевиков: в этом случае шумовики должны проявить креативность.
Фоли: звуковой постпродакшн
Известный американский саунд-дизайнер Джей Роуз, автор книги "Создание отличного звука для фильма и видео", называет стадией постпродакшна (audio post-production) процесс работы с фильмом, в котором звуковая дорожка создается и синхронизируется с видеорядом. Audio Post-production включает в себя наложение эффектов, создание музыкального сопровождения и, среди прочего, фоли, который выделяется в отдельную категорию, поскольку этому способу записи звуков нет подходящей альтернативы. Дело в том, что, хотя существует множество уже готовых звуков (шум дождя, шагов по различным поверхностям, стук, поцелуй), очень сложно наложить готовые звуки на видеоряд именно так, чтобы создалось полное соответствие видео- и аудиорядов. Гораздо легче записать нужный шум в студии фоли: шумовик синхронизирует свои действия (например, шаги) с видеорядом, и полученный звук не потребует дополнительной доработки. Более того, созданный методом фоли звук всегда более реалистичен. Например, канадский звукорежиссер Стефан Фратичелли считает, что если из звуковой дорожки любого фильма извлечь все звуки фоли, впечатления зрителя изменятся в худшую сторону: звук будет казаться неестественным.